Покраска горячих батарей: выбор подходящей краски, пошаговая технология окрашивания

Разновидности составов для окрашивания батареи

При покраске батареи в первую очередь необходимо обращать внимание на техническую составляющую красителя. Но и эстетические характеристики играют не последнюю роль

Преимущества акриловых красителей

Убить двух зайцев сразу позволяют акриловые краски, которые принадлежат к группе водоэмульсионных красителей. Несомненным их достоинством является то, что они не выделяют вредных веществ, не имеют запаха, безопасны для человека.

Они быстро сохнут (примерно 30 минут при температуре 18-23 градуса), обладают водоотталкивающими свойствами, образуют очень прочное покрытие, устойчивое к механическим воздействиям.


Технические и эстетические характеристики акриловых красителей отлично подходят для отопительных приборов

Ну и, пожалуй, самое главное – отлично выдерживают высокие температуры, сохраняя свои качества и не меняя первоначального вида на протяжении семи-восьми лет.

В течение этого времени они не приобретут желтый оттенок, не потрескаются и не облупятся. Коэффициент белизны акрилового красителя составляет 96%, цвет получается очень сочным и ярким, а поверхность по виду напоминает пластиковое покрытие с небольшим блеском.

Особенности алкидных составов

Алкидные краски отличаются высокой термостойкостью и также подходят для окраски батареи. По прочности они превосходят акриловые составы, обладают антикоррозийными свойствами, хорошо ложатся на поверхность, образуя ровное и красивое покрытие.

Однако они не являются настолько безопасными, как краски, имеющие водную основу. Растворитель, входящий в их состав, вызывает неприятный запах, который остается в помещении как минимум сутки.

Сохнут краски достаточно медленно, а специфический запах может сохраняться даже после высыхания. Алкидные красители можно использовать только в хорошо проветриваемом помещении, и желательно его вообще покинуть до полного выветривания запаха.

При работе с алкидными составами нужно соблюдать меры предосторожности и тщательно проветривать помещение

Еще один существенный недостаток – краски относительно недолго сохраняют свой цвет и со временем начинают желтеть. Если вы все-таки решите покрасить батарею алкидной краской, то лучше выбирать состав, образующий глянцевое покрытие.

В этом случае срок, в течение которого радиатор будет оставаться белым, увеличивается примерно на 20%, в сравнении с матовыми и полуматовыми красками.

Другие виды краски для отопительных приборов

Для окрашивания батарей отопления подходят краски на основе алюминия и силикатных смол, образующие на поверхности плотный и эластичный слой, на котором не появляются трещины даже при температурных перепадах.

Силикатные краски отличаются высокой адгезией и не требуют предварительного грунтования поверхности, они рассчитаны на работу при очень высоком температурном режиме. Их недостаток – сильный неприятный запах.

Еще один вид красок, на которых стоит остановиться – молотковые, являющиеся разновидностью алкидных составов. Они образуют достаточно интересное, но весьма специфичное покрытие. После их нанесения поверхность получается не гладкой, а как бы побитая молотком (отсюда и название) или с эффектом чеканки.


Молотковые краски отлично скрывают все неровности чугунного радиатора – свойство, весьма полезное для владельцев домов со старой системой отопления

Существенным преимуществом молотковых красителей является то, что неоднородная фактура сделает незаметными различные шероховатости, неровности и другие мелкие дефекты радиаторов.

Это свойство особенно ценно, когда речь идет о покраске старых чугунных батарей советской эпохи, шероховатая поверхность которых полностью скроется за оригинальным покрытием.

Очень часто для покраски радиаторов используют серебрянку, которая представляет собой смесь лака и алюминиевой пудры. Она прекрасно выдерживает высокую температуру, ее можно наносить как на грунтовку, так и на старое покрытие. Однако краска имеет стойкий запах, поэтому во время и после ее нанесения помещение нужно хорошо проветривать.


Серебрянку можно приобрести в готовом к нанесению виде. Можно самостоятельно приготовить состав, смешав две части алюминиевой пудры с пятью частями лака

Алюминиевая пудра – взрывоопасное вещество. Процесс самостоятельного приготовления довольно рискован. Не стоит к нему прибегать, если в доме есть легко возгораемые конструкции, и тем более маленькие дети.

Выбор идеальной краски для батарей

Важно определить, какой краской лучше преображать радиаторы. Существует ряд требований, которым непременно должна соответствовать краска, наносимая на батареи

Не ниже ста градусов необходима термостойкость краски, также нужна устойчивость к истиранию, нетоксичность, поскольку батареи регулярно чистят, а сам радиатор нагревается

Наибольшей термостойкостью отличается краска, содержащая металлическую пудру вместо окрашивающих пигментов

Не ниже ста градусов необходима термостойкость краски, также нужна устойчивость к истиранию, нетоксичность, поскольку батареи регулярно чистят, а сам радиатор нагревается. Наибольшей термостойкостью отличается краска, содержащая металлическую пудру вместо окрашивающих пигментов.

В продаже имеются специальные краски для радиаторов, многие пользуются эмалями на водной основе, термостойкими лаками. Выбранная краска обязательно должна быть предназначена для покрытия металла, соответствовать грунтовке. Хорошие составы долговечны, не меняют цвет, способны сами защитить от коррозии.

Глянцевый блеск, стойкость цвета на длительное время обеспечены с акриловыми эмалями на органических растворителях. Но они довольно резко пахнут при нанесении

Быстро высохнут водно-дисперсионные краски, но их важно подобрать тщательно, выбрав специальные типы. После окрашивания алкидными эмалями гарантирована однородность покрытия, оно будет прочным и стойким к воздействиям

Однако запах может наблюдаться не только в процессе покраски, но и некоторое время спустя после высыхания, выделяясь от нагревания

Однако запах может наблюдаться не только в процессе покраски, но и некоторое время спустя после высыхания, выделяясь от нагревания.

Выбор цвета

Решение, в какой цвет лучше покрасить радиаторы, принимать хозяевам. Сейчас доступен широкий спектр средств, разнообразных составов. Классическими принято считать белые эмали, серебрянку. Некоторые выбирают цвета в соответствии с интерьером, освещением, общим стилем квартиры и особенностями дизайна. Необычно выглядят золотые и бронзовые оттенки, тонкие узоры, рисунки.

Если вид ваших старых радиаторов уже не радует Вас, то можно попробовать вдохнуть в них новую жизнь при помощи экспериментов

  • Качество покраски чугунных батарей также во многом зависит от того, насколько хорошо они подготовлены. В качестве инструмента для нанесения краски оптимально подойдёт гладкий валик из поролона, небольшого диаметра, а в труднодоступных местах пригодится кисть. Чтобы решить для себя, как красить наиболее удобно, стоит задуматься о снятии батарей. Отделённый от труб радиатор можно покрыть составом со всех сторон, таким образом малодоступных мест станет значительно меньше. При этом такой способ не всегда оправдывает себя, иногда проще тщательнее прокрасить батарею, не тратя время на её снимание. Всё зависит от конкретных обстоятельств, формы радиатора.
  • Очень важным фактором является температура окрашиваемой поверхности: радиатор обязательно должен быть холодным. На вопрос «можно ли красить горячие батареи?» любой специалист ответит однозначно: этого делать нельзя. Самым удобным моментом становится то время, когда не идёт сезон отопления. Но и начало отопительного периода не будет помехой, если перекрыть на батареях вентили, прекратив доступ кипятка. Достаточно дождаться их полного остывания, чтобы начать покраску. В случае нанесения краски на горячий радиатор, она ляжет неровно, вспучится, наверняка образуются разные пятна и разводы. Причём подключать отопление можно лишь при полном высыхании краски.

Покраска радиаторов и труб отопления требует тщательности и аккуратности. Применять хорошо кисти, небольшие валики, баллончики. Из краскопульта оптимально обрабатывать предварительно снятую батарею, тогда все труднодоступные участки окажутся превосходно прокрашенными. Именно с тех мест, которые наименее доступны, следует начинать окрашивание

Важно соблюдать равномерную толщину слоя, иначе цвет может в дальнейшем отличаться на разных участках.
Красить рекомендуется начинать сверху, тогда случайные потёки не испортят нижнюю часть. Покрывать составом нужно батарею целиком, не ограничиваясь её передней частью

Наносить краску эффективнее в два тонких слоя, причём дожидаться полного высыхания первого, перед повторной покраской

Тогда не будет потёков, и идеальной ровности проще добиться с тонкими слоями.

Наносить краску эффективнее в два тонких слоя, причём дожидаться полного высыхания первого, перед повторной покраской. Тогда не будет потёков, и идеальной ровности проще добиться с тонкими слоями.

Процесс окрашивания

Окрашивать батареи лучше вне отопительного сезона, тогда краска высохнет равномерно, не возникнет подтеков, трещин, вздутий и т.д. Если же это невозможно, то следует наносить как можно более тонкий слой. Идеально, если батарея еще не установлена, или есть возможность ее снять, чтобы прокрасить везде.

Важно! Все краски на водной основе необходимо наносить на грунтовку. При нанесении непосредственно на металл батареи, придется столкнуться со скорым проступанием ржавчины через краску. Для сохранения чистоты пола под батарею следует постелить ненужную ткань или газеты

Если краситель будет наноситься из баллончика, придется также чем-то закрыть прилегающую поверхность стен

Для сохранения чистоты пола под батарею следует постелить ненужную ткань или газеты. Если краситель будет наноситься из баллончика, придется также чем-то закрыть прилегающую поверхность стен.

Окраска батареи кистью

Для работы лучше выбирать кисти с мягкой щетиной, от них будет разлетаться меньше брызг. Добраться до самых труднодоступных мест поможет обычная старая зубная щетка. Чтобы не испачкаться об уже окрашенную поверхность лучше вначале прокрасить внутренние части радиатора. Краску следует наносить в направлении от верхней части радиатора вниз.

Не стоит пытаться сразу равномерно покрасить батарею за один слой, это все равно вряд ли получится. Лучше будут два аккуратных тонких слоя, потому что один толстый будет гораздо дольше сохнуть, может потечь. Время, за которое слой красителя полностью высохнет, обычно указано на упаковке. Наносить второй слой раньше времени не стоит, покрытие получится неровным, неаккуратным.

Окраску можно производить не только вручную, но и при помощи краскопульта или из баллончика.

Краска для батарей в баллончике

Акрил для радиатора

Теперь вопрос, можно ли акрил использовать для батарей. Почему да и в каких случаях нет. Можно, но не любой акрил. Если вы покрасите радиатор обычной акриловой краской, то эффект будет временный – акрил не позволит помыть батарею и скоро она потеряет вид. Для радиаторов продаются специальные краски, например, «Снежка для радиаторов». Она отличается глянцевым блеском, наносится кисточкой и сохнет в течение 2 часов. Это вариант официальный, но скучный. Выбор цветов у специальных красок под батарею невелик – от белого до бежевого тона, мы как Ленин пойдём другим путём.

Неделю назад мы красили стены Снежкой Nature и получили после работы остаток в полбанки латексного состава на акриловой основе. Почему не пустить его в расход на радиатор? Что говорит за:

  1. — Интересный для радиатора цвет,
  2. — Сочетание с тоном стен,
  3. — Латексная добавка позволит батарею мыть (без фанатизма),
  4. — Нет запаха при покраске.

После завершения покраски стен рабочую одежду забросили в стиралку, застывший латекс она не отстирала, значит, плёнка у Sniezka Nature стойкая. Это нам пригодится для радиатора.

Что в теории против акрила? Температура батареи? Вряд ли, меньший срок эксплуатации? Судя по одежде из стиральной машины, это не проблема.

Во всем нужен порядок

Расчет количества требуемой краски помогут произвести надписи на банке, где находится она. Однако оптимальнее всего ее приобрести с небольшим запасом. Особенно это актуально, если батареи эксплуатируются не первый год. Как красить систему отопления? Есть несколько простых правил, которые необходимо соблюдать для качественного окрашивания. Краска наносится вначале вверху. Постепенно окрашивание спускается вниз. Первыми покрывают краской внутренние перекрытия батареи, затем — внешние. Как красить так, чтобы покрытие было качественным и гладким? Только в два слоя. Если есть выбор: один толстый слой краски или два тонких, выбирайте второй вариант, только он обеспечит равномерное покрытие.

Покраска батареи с помощью аэрозольного баллончика.

Есть и другой вид окраски радиаторов, где кисточки не потребуются. Краскопульт или баллончик — привлекательный вариант для тех, кто привык экономить свое время. В таком случае тонкий равномерный слой обеспечен. Но одним из этапов подготовки батареи к окрашиванию станет ее снятие, чтобы можно было нанести краску во все труднодоступные ее участки. На рынке представлен широкий выбор баллончиков с термостойкой краской. Пользоваться ими достаточно просто и не составит труда для человека, никогда не применявшего их.

Раньше нормой считалось, что батарея покрашена белой краской. Однако мода дизайна интерьера начала диктовать свои правила и в окрашивании систем отопления. Батареи в цвете бронзы и серебра считаются признаком винтажного стиля. В детских комнатах все чаще можно встретить радиаторы, имитирующие радугу. Супермодными считаются мелкие рисунки на батареях: орнаменты, цветы, листья, следы животных

В покраске батарей можно выделить две тенденции: либо их стараются сделать максимально незаметными, и они сливаются с цветом стен, либо их окрашивают так, чтобы они притягивали к себе внимание

https://youtube.com/watch?v=eAuZcc1f3uw

Здесь главное — не забывать о чувстве меры и о том, что система отопления должна в идеале гармонично вписываться в функционально-эстетическое пространство помещения. При выполнении работ по подготовке металла к окраске и дальнейшему его окрашиванию не следует забывать о технике безопасности, позаботиться о защите рук и органов дыхания.

Видео описание

Посмотрите, как быстро можно отреставрировать чугунную батарею с помощью краски из баллончика:

Ещё один представитель этой группы – молотковая краска. Это та же алкидная эмаль на органической основе, но с добавлением воска, алюминиевых хлопьев и других наполнителей, создающих на поверхности эффектную фактуру молотковой чеканки, которая хорошо скрывает все неровности.

Самыми популярными средствами этого типа являются грунт-эмали Хаммерайт, которые можно наносить прямо на ржавчину, исключая из технологии предварительную грунтовку и антикоррозионную обработку.


Молотковая краска HAMMERITE по металлу и ржавчине Источник images.obi.ru

Какие краски подходят для покраски радиатора?

В процессе ремонта мы задумываемся над тем, чем покрасить батарею отопления без запаха, без разводов и потеков, чтобы краска быстро высохла, а красивый внешний вид прибора сохранился надолго. На данный момент такой идеальной краски пока нет. Однако есть несколько вариантов для получения оптимального результата.

Для покраски радиатора могут подойти:

  • водно-дисперсионная и водоэмульсионная краски;
  • алкидная эмаль и авто-эмаль;
  • акриловая краска;
  • масляная;
  • силиконоалюминиевая краска;
  • серебрянка.

Рассмотрим каждый вариант более подробно.

Масляная краска

По поводу этого вида краски сразу оговоримся, что теоретически она, конечно, подходит. Но на практике ее уже почти не используют для покраски батарей:

  • Ее самый большой минус в том, что она очень долго сохнет. Это процесс может занять вплоть до месяца, согласитесь, это не очень удобно.
  • Кроме того, масляная краска имеет довольно неприятный запах.
  • Ею трудно покрасить поверхность ровно, без потеков и наплывов.

Важно! В виду таких существенных недостатков, рекомендуется выбрать другой вариант для этих целей

Водно-дисперсионная и водоэмульсионная краски

Водно-дисперсионная краска изготавливается на основе полимеров и водной дисперсии. Ее основные особенности:

  • Она влагостойкая и ее можно мыть.
  • Разбавляется водой.
  • В основном выпускается в белом цвете.

Водоэмульсионка изготовлена на водной основе, и она:

  • Может иметь множество цветов и оттенков.
  • Не такая стойкая к истиранию, может потихоньку смываться при контакте с водой.
  • Разбавляется растворителями (например, уайт-спиритом).

Важными преимуществами данного вида красок являются:

  • их экологичность и безопасность;
  • отсутствие химических запахов при нанесении;
  • легкость и простота покраски;
  • возможность колерования;
  • широкий выбор инструментов для нанесения и доступная стоимость.

Важно! Единственный минус — перед покраской нужно обязательно грунтовать поверхность, иначе — вода, находящаяся в составе, вызовет появление ржавчины

Алкидная эмаль и авто-эмаль

Алкидная эмаль — один из оптимальных вариантов, чтобы покрасить батарею отопления. Она прекрасно ведет себя при высоких температурах (выдерживает до 100 градусов), при перепадах температур, устойчива к истиранию и имеет много расцветок.

Относительно ее возможностей:

  • Такой вид краски продается везде и стоит относительно недорого. Это всем знакомая ПФ-115 и ее импортные аналоги (выпускаемые марками АСЕ, Dulux, Sigma Coatings и другими).
  • Существенным минусом является стойкий химический запах, который еще долго выветривается после нанесения этой краски на батарею.
  • Кроме того, некачественная эмаль со временем может пожелтеть.

Автоэмаль тоже имеет стойкий неприятный запах, поэтому комнату потом придется долго проветривать. Есть и другие нюансы применения, если надо покрасить батарею отопления:

  • Наносить краску из баллона быстро и легко, но для этого, конечно, нужна сноровка, чтобы слой краски ложился равномерно.
  • При таком нанесении могут остаться непрокрашенные места, а также необходимо тщательно закрывать все окружающие радиатор поверхности от брызг.
  • Авто-эмаль имеет глянцевый блеск, он выдаст и подчеркнет все неровности поверхности.

Акриловая краска:

  • Акриловая краска имеет также водную основу.
  • Она практически не пахнет и имеет доступную цену.
  • Базовая основа — белая, но если вам такой цвет не подходит — вы можете ее заколеровать в любой другой оттенок.
  • Температурный предел акриловой краски составляет +80 градусов — для среднестатистических радиаторов этого вполне достаточно.
  • Сохнет она быстро. Чтобы нанести 2 слоя и все это высохло, потребуется меньше дня.
  • Она не желтеет со временем, но также требует предварительного грунтования, дабы избежать появления ржавчины.
  • После высыхания акриловая краска формирует полимерное покрытие, которое устойчиво к мытью.

Силиконоалюминиевая краска:

  • Великолепно ложится на любые поверхности, образуя плотный слой, который сужается и расширяется вместе с металлом.
  • Она выдерживает температуру до 500 градусов, не требует предварительного грунтования, легко моется любыми средствами и не теряет своей внешней привлекательности очень долго.

Важно! Эта краска является одной из самых дорогих. Еще один минус — въедливый запах, который долго выветривается

Серебрянка

Известна еще с советских времен. На полках строительных магазинов стоят ее современные аналоги. Например, термостойкая краска БТ-177.

Чем она отличается:

  • Она состоит из лака, смешанного с алюминиевой пудрой.
  • Серебрянка недорогая, но также имеет неприятный запах.

С чего начать работы по обновлению радиатора

Для начала стоит выяснить, какая краска подойдет для таких работ.  Нужно понимать, что декоративное покрытие должно отвечать нескольким требованиям. Радиатор – это прибор, который нагревается, и самым важным условием при выборе краски является ее термостойкость – она не должна терять своих свойств при нагреве до 80-90°С. Кроме этого, обязательными будут такие свойства:

  1. Высокая адгезия. Покрытие должно хорошо сцепляться с металлом и не отслаиваться при смене температуры батареи.
  2. Способность противостоять коррозии. В составе краски должны присутствовать антикоррозионные компоненты, особенно если планируется ее нанесение на стальной радиатор.
  3. Прочность. Покрытие должно быть устойчивым к истиранию, особенно для тех радиаторов, которые расположены в доступных местах.
  4. Стойкость цвета. Состав не должен терять первоначальный оттенок при нагреве, иначе его придется обновлять после каждого отопительного сезона.
  5. Безопасность. Красящая субстанция должна быть безопасной для обитателей дома и не содержать вредных веществ, которые испаряются под воздействием тепла.

Стойкость цвета – обязательное условие для качественной краски

Также лучше выбирать составы без запаха и быстросохнущие.

При помощи современных материалов можно создать на радиаторе матовое, глянцевое, а также фактурное покрытие.

Также необходимо рассчитать, сколько понадобится пигмента. Для этого нужно изучить инструкцию к нему и соотнести информацию о расходе состава с размером батареи и планируемым количеством слоев краски. Посчитать площадь радиатора легко, опираясь на данные из паспорта изделия. Краска берется с запасом. После этого можно начинать подготовительные работы.

Расчет необходимого количества краски

Производители лакокрасочной продукции всегда указывают на упаковке расход краски на 1 м2, а поэтому, зная общую площадь окрашиваемой поверхности, всегда можно определить, какой объем материала необходим для нанесения одного слоя покрытия.

У новых приборов данная информация обычно указывается в паспорте изделия, а для поживших радиаторов и труб стояков площадь покраски придется вычислять самостоятельно.

Чтобы определить площадь трубы, необходимо вспомнить формулу длины окружности, которая равна 2ПR или число П (3,14), умноженное на диаметр трубы. Полученную длину окружности следует умножить на длину стояка, что и даст искомый результат – площадь окрашиваемой поверхности трубы.

При определении площади стальных, биметаллических и алюминиевых батарей прямоугольной формы затруднений не возникнет — достаточно перемножить ширину и высоту элемента, а вот для нахождения площади секционного чугунного радиатора придется обсчитать сначала площадь одной секции, складывая площади отдельных элементов, после чего умножить полученный результат на количество секций.

Для получения требуемого объема краски нужно найденную общую площадь, которую планируется окрашивать, умножить на норму расхода, указанную производителем на банке. Если планируется наносить не один слой, полученный результат следует умножить на число слоев.

Разновидности красок для радиаторов

Можно выбрать как современный состав,  так и проверенный временем.

Без запаха и быстросохнущие краски идеально подходят для детской

Самыми популярными являются:

  1. Акриловая краска. Лучше взять водно-дисперсионную. Преимуществами ее являются отсутствие запаха и безопасность. Такой состав при температуре 20 градусов высохнет уже через полчаса. Он не потребует обновления в ближайшие 7-8 лет, так как отличается прочностью.
  2. Алкидные составы.  Покрытие такой краской также будет прочным, устойчивым к механическим повреждениям, но существенным недостатком является довольно неприятный запах. Он может напоминать о себе еще долгое время при нагреве батареи.

Также можно воспользоваться силикатной краской или на основе алюминиевой пудры («серебрянкой»). Обе они отличаются сильным запахом, и использовать ее можно только в хорошо проветриваемом помещении, а лучше и вовсе в нежилом.

Покрытие алкидной краской будет прочным, устойчивым к механическим повреждениям

Чтобы создать фактурное покрытие, можно применить такую разновидность алкидной краски, как молотковая. Она дает не гладкую поверхность, а неровную, с мелкими порами, как бы побитую молотком или напоминающую чеканку. Эта краска – неплохой вариант для чугунной «гармошки», поверхность которой также специфична.

Независимо от вида краски необходимо запастись перчатками, растворителем, спецодеждой и материалами для защиты окружающего пространства. Если краска имеет запах, обязателен респиратор.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стандарты по строительству
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: